Восстановление свидетельства о разводе
Итоговым документом развода супругов является свидетельство о расторжении брака. При обращении в ЗАГС обоих супругов свидетельство о разводе (в отличие от свидетельства о заключении брака) выдается в оригинале каждому из них.
Свидетельство о разводе является важным документом, без предоставления которого лицу в ряде случаев невозможно получение иных важных государственных и муниципальных услуг, поэтому в случае утраты или порчи документ необходимо восстановить как можно быстрее.
Восстановить документ можно и в другом другом в органах ЗАГСа, однако в данном случае потребуется больше времени в связи с особенностями порядка его получения. Также за данной услугой можно обратиться на портал Госуслуг.
Ситуации, требующие выдачи дубликата свидетельства о разводе, прямо прописаны в п. 1 ст. 9 Федерального Закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон 143-ФЗ):
- утрата (утеря) документа;
- порча (механическое повреждение бланка);
- иные случаи невозможности использования:
- ветхость бланка;
- нечитаемость текста или печати ЗАГС;
- ламинирование.
Где восстановить свидетельство о расторжении брака
Согласно действующему законодательству, свидетельство о расторжении брака можно получить:
- в органе ЗАГС, выдавшем первоначальный документ о разводе и хранящем в архиве аналогичный подлинник (в этом случае дубликат выдается в день обращения);
- в органе ЗАГС по месту пребывания лица-заявителя (однако в этой ситуации почтовый запрос орган ЗАГС по месту пребывания лица будет направлять в ЗАГС, оформивший развод, и на получение дубликата документа потребуется время — не менее месяца);
- на портале Государственных услуг или в МФЦ (подобное обращение также займет определенное время).
Кто может получить дубликат свидетельства
Согласно п. 2 ст. 9 Закона №143-ФЗ повторное свидетельство о разводе могут получить следующие лица:
- один из супругов, в отношении которых был оформлен развод;
- родственник такового лица, если оно умерло;
- опекун недееспособного разведенного лица;
- представитель разведенного лица по нотариальной доверенности (если в доверенности прописано полномочие на получение дубликата документа).
Свидетельство о расторжении брака является документом, обязательным к предъявлению в следующих ситуациях:
- при вступлении разведенного лица в новый брак;
- при подтверждении смены фамилии;
- при оформлении лица на пенсию (по старости, инвалидности);
- при подтверждении родственной связи (с ребенком — если мать после развода вернула девичью фамилию, а ребенок записан на фамилию отца и т.п.).
Данный перечень далеко не полный, поэтому о восстановлении свидетельства о разводе необходимо позаботиться заранее, поскольку в некоторых случаях ожидание получения дубликата может занять не один день.
Как получить дубликат свидетельства о расторжении брака
Порядок восстановления свидетельства о разводе в ЗАГСе пошагово выглядит следующим образом:
- Обратиться в приемный день в ЗАГС, изначально выдавший документ (прием граждан отделения записи актов гражданского состояния ведут с понедельника по четверг);
- Предоставить необходимые документы:
- оригинал паспорта с отметкой о разводе;
- если есть копия решения суда о расторжении брака, можно взять ее с собой (однако это необязательно);
- если получение дубликата осуществляется не прямым лицом, а представителем, необходимо предоставить нотариальную доверенность;
- квитанция об оплате госпошлины (платежные реквизиты выдаются и оплачиваются в день обращения с заявлением).
Государственная пошлина за выдачу повторного свидетельства о разводе составляет 350 руб. (п. 6 ч. 1 ст. 333.26 НК РФ).
- Написать заявление о выдаче дубликата по форме №19 (образец можно скачать по ссылке).
Если заявитель обращается в ЗАГС, первоначально выдававший свидетельство о разводе, повторный документ выдается ему в день обращения. В ситуации, когда заявитель обращается в ЗАГС по месту пребывания (т.е. в орган, не выдававший ему первый экземпляр свидетельства), получение дубликата нужно будет подождать не менее месяца.
- Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙
Как восстановить свидетельство в другом городе
Если лицо, утратившее свидетельство о разводе, пребывает не по месту нахождения ЗАГСа, расторгавшего брак, оно не теряет права на получение дубликата, однако эта процедура несколько затягивается.
Заявитель в данном случае может выбрать следующие способы получения документа:
- обращение в ЗАГС по месту фактического пребывания;
- подача заявления через портал Госуслуг.
При обращении в ЗАГС по месту пребывания, заявитель с документом, подтверждающим личность, должен написать заявление о выдаче дубликата. Сотрудник ЗАГС, в свою очередь, подготовит мотивированный запрос в ЗАГС, разводивший заявителя, и направит его по почте. В итоге получение дубликата свидетельства состоится в ЗАГСе по месту нахождения заявителя после того, когда его пришлют из первоначального места расторжения брака.
Получение дубликата свидетельства через Госуслуги
Для восстановления свидетельства о расторжении брака через портал Госуслуг необходимо выполнить ряд действий:
- На главной странице в строке «Поиск» вводим название ведомства — «Управление ЗАГС».
- Нажимаем вкладку «Выдача повторных свидетельств».
- Находим интересующую услугу — «Получение повторного свидетельства расторжении брака».
- Нажимаем вкладку «получить услугу», после чего сайт просит пользователя авторизироваться.
- После авторизации необходимо заполнить поля, выставляемые сайтом:
- кем подается заявление;
- персональные данные (уже заполнены сайтом автоматически);
- место регистрации заявителя;
- информация о муже и жене, а также реквизиты свидетельства о браке;
- выбор отдела ЗАГС для получения свидетельства.
После подачи заявления на электронную почту заявителя придет письмо-уведомление о необходимости оплаты госпошлины и ссылка, по которой можно осуществить оплату в электронном виде (банковской картой, Яндекс-кошельком и т.д.).
Необходимо учесть, при оплате госпошлины на портале Госуслуг гражданам предоставляется скидка в размере 30%.
После оплаты госпошлины заявителю придет письмо-уведомление о статусе рассмотрения заявления и приглашение в выбранный им ЗАГС с указанием времени и даты получения дубликата.
Что какое «ЕГР ЗАГС» и в чем его польза?
На основании Федерального Закон №219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об актах гражданского состояния» на территории РФ уже с 1 января 2018 года должен быть запущен и действовать Единый государственный реестр записи актов гражданского состояния — ЕГР ЗАГС.
В этом реестре должны содержаться следующие сведения:
- переведенные в электронную форму книги актов гражданского состояния, начиная с 1926 года, которые включают в себя все произведенные записи, совершенные в ЗАГС;
- сведения о легализованных актах гражданского состояния, совершенных российскими гражданами за пределами РФ в иностранных государствах.
Несомненная польза ЕГР ЗАГС будет состоять в том, что граждане смогут восстанавливать утраченные первичные документы записи актов гражданского состояния в любом органе ЗАГС непосредственно в день обращения (поскольку сведения будут доступны и подтверждены мгновенно в едином реестре).
Более того, органы ЗАГС смогут обезопаситься от мошенников (например, от двоеженцев, или фальшивых получателей материнского капитала, регистрирующих рождение детей в разных ЗАГСах).
Дело в том, что заработать система ЕГР ЗАГС должна была с 1 января 2018 года, однако с ее запуском возникли определенные сложности, в том числе, касаемые весомых финансовых вложений государства. В результате предстоящих доработок Министерство финансов РФ выступило с инициативой переноса сроков запуска системы на сентябрь 2018 года.