Алименты от государства

Дети, воспитывающиеся обоими родителями, несомненно, имеют главное преимущество — воспитание в полной семье. Если семья по каким-либо причинам распадается, государством гарантировано назначение со второго родителя алиментов — средств для содержания оставленного ребенка.

И все бы хорошо, если бы не печальные данные статистики жизненных реалий — каждое третье исполнительное алиментное производство стоит на месте и положенные выплаты алиментов не доходят до получателя, а превращаются в весомые суммы задолженности, которые не приносят фактической пользы детям и видны только на бумаге.

Ввиду этого обстоятельства в социальной политике нашего общества давно назрел вопрос: какие гарантии предлагает или рассматривает государство в помощь детям, не получающим назначенные алименты?

Действительно, законодательных инициатив было предложено немало, при этом отдельные обнадеживающие законопроекты были отклонены, некоторые же, наоборот, были утверждены и вступили в силу.

Создание алиментного фонда

Инициаторами создания специального алиментного фонда в РФ стали депутаты Государственной Думы С.М. Миронов, О.Л. Михеев, О.А. Нилов, вынесшие законопроект № 489583-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части усиления гарантий прав ребенка на получение алиментов» от 04 апреля 2014 года. Курировал поднимаемый вопрос Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. До этого, еще в 2011 году, идею создания алиментного фонда предлагала депутат Госдумы Елена Николаева.

Основной задачей проекта было создание денежного фонда в РФ, из которого планировалось выделение денежных средств уже существующим взыскателям алиментов на период розыска алиментообязанных лиц. Однако впоследствии выплаченные средства государством предполагалось взыскивать с должников уже в свою пользу.

Помимо этого, в указанном законопроекте шла речь и об установлении алиментного минимума, который предлагалось уравнять с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) в субъекте (регионе) назначения выплат.

Судьба данного нововведения в законодательство неутешительна: несмотря на все ожидания взыскателей средств, законопроект не нашел подтверждения и был окончательно отклонен 05 июля 2017 года.

В связи с этим по настоящее время в приемную Президента РФ и различные структуры социальной сферы поступают жалобы и просьбы возобновления рассмотрения вопроса о создании алиментного фонда: пишут родители, опекуны, воспитатели госучреждений для детей-сирот — словом, все, кто отстаивает интересы несовершеннолетних, не получающих установленной судом алиментной гарантии от уклоняющихся от уплаты средств родителей. Однако будет ли вновь поднята на рассмотрение подобная инициатива, со стороны законотворческих органов пока не комментируется.

Установление пенсии по потере кормильца вместо алиментов

04 октября 2017 года Правительством РФ было предложено внесение изменений в ст. 278 ГПК РФ и ст. 65 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» в части установления в качестве альтернативы алиментам пенсии по потере кормильца.

  • Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙
1
Ваш пол
Выберите свой пол.
Женщина
Мужчина

Подобное нововведение касается изменения отдельных условий работы судебного пристава-исполнителя и одновременно установления материальной гарантии алиментополучателю при определенных условиях, а именно:

  1. если алименты назначены в судебном порядке;
  2. если должник-неплательщик находится в исполнительном розыске не менее года;
  3. исполнительное производство закрывается ответственным судебным приставом;
  4. судебный пристав-исполнитель вызывает на прием получателя алиментов и одновременно разъясняет ему порядок обращения в суд с иском о признании неплательщика безвестно отсутствующим лицом.

На основании поступившего искового заявления и документации о безуспешном розыске от пристава суд удовлетворяет иск и признает пропавшего должника без вести пропавшим.

На основании решения суда о признании неплательщика безвестно отсутствующим Пенсионный РФ по месту жительства получателя алиментов будет обязан назначить пенсию по потере кормильца на несовершеннолетнего ребенка до момента фактического выявления «уклониста», в ином случае — до исполнения ребенку 18 лет либо до 23 лет, если он обучается по очной форме.

При обсуждении законопроекта мнения депутатов и юриспруденции разделились, поскольку правовые последствия с одной стороны, естественно, будут положительными для неполучателей алиментных средств, с другой стороны, станут отрицательными для иных «кредиторов» должника, который помимо алиментных долгов может иметь иные финансовые обязательства (непогашенные кредиты, штрафы, компенсации вреда и т.д.).

Несмотря на бурное обсуждение проекта, он прошел первое чтение в Госдуме, и 27 декабря 2017 года было принято решение внести в законопроект некоторые поправки и принять в первом чтении. А 7 марта 2018 года президентом РФ В. В. Путиным был подписан федеральный закон № 48-ФЗ о признании должников по алиментам, находящихся в исполнительном розыске более 1 года, безвестно отсутствующими, что в итоге дает возможность назначить их детям пенсию по потере кормильца.

Социальная пенсия брошенным детям (подкидышам)

С 01 января 2018 года финансово защищенной стала отдельная категория детей — так называемых «подкидышей».

«Подкидышами» считаются несовершеннолетние, оставленные родителями (или единственным родителем) в государственном оздоровительном учреждении (больнице) либо на попечение третьих лиц, при этом личность родителей не установлена.

До января этого года такая категория детства несправедливо не относилась к группе, имеющей право на пенсию. Считалось, что фактически эти дети родителей не имели, не находились на их иждивении, следовательно, под графу получателей пенсий по потере кормильца они не подходят. Однако такие несовершеннолетние полностью лишены социальных гарантий в связи с их оставлением родителями. Поэтому в июле прошлого года во втором чтении закон был принят, а с 01 января 2018 года вступил в силу.

Размер социальной пенсии подкидышам в РФ кратен размеру пенсии по потере кормильца «круглых сирот» и составляет 10 068 руб.

В некоторых субъектах РФ с учетом применяемых районных коэффициентов размер такого вида пособия может достигать 14 000 руб. (например, в Забайкалье он составляет от 12 до 14 тыс. руб.).

Немаловажно, что такая пенсия выплачивается детям, в том числе достигшим совершеннолетия (до 23 лет), в случае, если лицо после достижения 18-летия поступило или продолжило учебу по очной форме.

Для назначения данной пенсии необходимо предоставить:

  1. свидетельство о рождении с отсутствующими сведениями о родителях;
  2. если же в качестве родителей в свидетельство внесены вымышленные данные, необходимо предоставить документ или справку органа ЗАГС, содержащий ссылку на данный факт.

Подать документы в ПФР для оформления данной выплаты могут:

  • опекун (попечитель) или приемный родитель ребенка;
  • представитель органа опеки и попечительства;
  • директор учреждения для детей-сирот, в котором пребывает ребенок;
  • сам несовершеннолетний, достигший 14-летия.

В том случае, если происходит усыновление подкидыша, право на пенсию прекращается с 1 числа месяца, последующего за усыновлением.

Повышенное ежемесячное пособие на ребенка

Право на получение ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с критериями его нуждаемости установлено ст. 16 Федерального Закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Закон утверждает, что выплата самого пособия может производиться и после окончания отпуска по уходу за ребенком вплоть до достижения им совершеннолетия, однако отдается на усмотрение и возможности субъектов РФ.

Для получения пособия семья с ребенком должна относиться к малоимущей — т.е. иметь подушевой доход на каждого ее члена ниже прожиточного минимума — это основной критерий нуждаемости. Ежемесячное пособие может быть незначительно повышено в том числе, если родитель ребенка:

  • уклоняется от уплаты алиментов;
  • проходит срочную воинскую службу.

В данной ситуации законный представитель ребенка (второй родитель, опекун, приемный родитель или др.) должен обратиться в органы социальной защиты по месту проживания и предоставить аргументированные доказательства неполучения алиментов:

  • постановление судебного пристава-исполнителя о расчете алиментной задолженности;
  • справку или заключение о нахождении неплательщика в розыске на дату обращения в соцзащиту.

Если регионом проживания предусмотрен повышенный размер пособия по таким основаниям, оно будет увеличено на сумму, установленную соответствующим субъектом РФ.

В различных регионах размер повышенного пособия зависит от состояния бюджета субъекта: например, в Республике Крым он составляет всего 750 рублей, в то время как в Москве в зависимости от возраста ребенка — 15 000 руб. (0-3 лет) и 6 000 руб. (3-18 лет).

Что делает государство, если отец не платит алименты

Помимо имеющегося содействия в социальной поддержке родителям-неполучателям положенных алиментов, государство год от года совершенствует механизм взыскания алиментной задолженности. Это касается изменений в административном и исполнительном законодательстве:

  • как в виде ужесточения применяемых мер и санкций к неплательщикам;
  • так и в виде расширения отдельных полномочий судебных приставов, чья работа направлена на выполнение требований исполнительных листов по взысканию алиментов.

Самыми распространенными и действенными мерами воздействия на должников, побуждающими их к уплате задолженности, являются:

  1. Объявление в исполнительный розыск должника и его имущества в случае неустановления местонахождения последнего (ст. 65 ФЗ-229).
  2. Ограничение пользования специальным правом — или «блокировка» водительского удостоверения при наличии алиментного долга не более 10 тыс. руб. (ст. 67.1 ФЗ-229). Данная норма введена с 15 января 2015 года и принесла немалые плоды по борьбе с «уклонистами-автолюбителями». Помимо этого, имеются ограничения по недопуску неплательщиков к сдаче экзаменов в ГИБДД на вождение, отдельные услуги в органах ЗАГС.
  3. Временное ограничение выезда за пределы РФ при наличии алиментного долга свыше 10 тыс. руб. (ст. 67 ФЗ-229). Причем государство с 01 октября 2017 года пересмотрело сумму долга, запрещающего выезжать, до 30 000 руб., однако в отношении иных должников — алиментщиков эти изменения не коснулись.
  4. Арест имущества должника (ст. 80 ФЗ-229).
  5. Административный штраф от 1000 до 2500 руб. (ст. 17.14 КоАП).
  6. Административная ответственность по ст. 5.35.1 КоАП РФ, предусматривающая:
    • обязательные работы;
    • исправительные работы;
    • административный штраф до 20 000 руб.
  7. Административное доставление и задержание, прямые полномочия на которые появились у судебных приставов с 05 декабря 2017 года, ввиду внесения изменений в ст. 27.2 и ст. 27.3 КоАП РФ.

Эти меры ответственности и воздействия на должников находят широкую практику применения Управлением Федеральной службы судебных приставов, однако взыскателям средств не стоит забывать о проявлении личной инициативы.

Чтобы все возможные санкции в отношении неплательщика были применены, необходимо периодически «напоминать» о себе судебному приставу-исполнителю не только телефонными звонками, но и подачей заявлений (ходатайств) о привлечении должника к той или иной мере ответственности за неуплату алиментов.

Тем более, что такое полномочие стороны-получателя подтверждено законодательно — в ст. 50 Федерального Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» как право заявления ходатайств.